Маршруты и экскурсии
разработан Топчихинским районным краеведческим музеем в 2012 году как экскурсионный тур выходного дня. Данный маршрут имеет кольцевую структуру и охватывает территорию города Барнаула, Калманского, Топчихинского и Павловского районов Алтайского края. Протяжённость маршрута 235 километров (из них 10 км грейдерного покрытия, 8км конного маршрута по Барнаульскому ленточному бору, и 217км асфальтового покрытия). Прохождение маршрута с обедом и ужином, укладывается в 10 часов. Данный маршрут обладает следующими туристическими ресурсами, по классификации, предложенной Институтом водных и экологических проблем СО РАН и Управлением Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов: Историко–археологические объекты: I. Посещение районного краеведческого музея Начинается экскурсионный маршрут с посещения экспозиций Топчихинского районного краеведческого музея и просмотра тематической презентации на краеведческую тему, по желанию экскурсантов. Имеющиеся в районном краеведческом музее фильмы и презентации краеведческого характера, предлагаемые к просмотру ( рассчитанные на 30-35 минут): II. Пешая прогулка–экскурсия по центру с. Топчиха Далее группа осматривает в ходе пешей прогулки центр с. Топчиха, с обязательным посещением следующих исторических мест: III. Обед и экскурсия по военному городку. Экскурсию по военному городку проводят работники гарнизонной библиотеки с разрешения командования части. В их программе : история военного городка и посещение полковой часовни. Там же, в воинской части организуется обед. При желании, есть возможность договориться с экскурсией на комбинат домостроения «Содружество». Отъезд в Барнаул. (Просьба, заранее обговаривать тему презентации). Тематико-экскурсионный план. Географическое расположение и протяжённость: Барнаул – Топчиха – Барнаул. (208 км). Время на маршруте: С 8-00 (выезд из Барнаула) до 14-00 (отъезд в Барнаула). Технические и транспортные средства: Автобус Электронное оборудование: Мультимедийное оборудование. Путеводитель по селу Топчиха. Село Топчиха является районным центром Топчихинского района Алтайского края и расположено в 90 километрах к юго-западу от города Барнаула. Через село проходят железная и автомобильная дороги, связывающие ее с краевым центром, а так же Казахстаном и Средней Азией. Территория муниципального образования Топчихинский сельский Совет — это 3471 гектар земли, на которой проживает более девяти тысяч человек населения. Село со всех сторон окружают поля да острова березовых колок, заросли тополей, осин, черемухи, ветлы и калины. В летнее время рощи и поля наполняются разноголосым звоном певчих птиц, а зимой прилетают синицы и снегири, полакомиться подмерзшей ягодой да дикими яблочками. Рожденная в муках. Село Топчиха появилось на карте Алтайского края в 1915 году, после окончания строительства первой в Алтайском крае железной дороги, связавшей город Новониколаевск (ныне Новосибирск) с Семипалатинском. В настоящее время она разделяет село пополам. 21 октября 1915 года по торжественно открывшейся железной дороге прошёл первый пассажирский поезд. Эту дату и принято считать днем образования станции. Авторы проекта и строители железной дороги участок, где железнодорожные пути прошли по заболоченным местам, назвали «топками» (от корня «топь»). Так и появилось название у небольшой, в три дома, станции — Топчиха. Однако, её строительство имело весьма интересную предысторию, сохранившуюся от части, в преданиях, от части в документах. Так первоначально железная дорога должна была проходить вблизи волостного центра Чистюнька, что в 16 километрах севернее Топчихи, но крестьяне, с опаской относившиеся, к всякого рода новшествам, потребовали изменить проект и отодвинуть железную дорогу подальше от своих пахотных земель, на заболоченный участок «Топки». Пойдя на встречу чистюньцам, строители изменили проект, но станцию решено было поставить всё-таки в районе соседнего крупного волостного центра Фунтики. По этому, на картах 1914 года она значится как станция Крутиха. Но жители староверческого поселения Крутиха, расположенного вблизи запланированной станции, возмутились грозящей им перспективой, каждый раз наблюдать останавливающегося возле их поселения «железного коня», которого они считали дьявольской машиной. Так и пришлось строителям ставить новую станцию, едва ли не в камышах, в надежде на то, что со временем люди оценят их благородный труд, и станция Топчиха превратится в цветущий населенный пункт. Прошло 95 лет и их мечты и надежды сбылись. А пока застраивалась Топчиха без всякого плана. Дома ставили там, где кто пожелал. Администрация стремилась привязать новоселов к железной дороге, но люди, неохотно селились там, так как в то время питьевой воды на станции не было. Её брали из пруда, построенного в 1914 году на реке Топчишке, и возили на телегах в больших бочках, что было очень неудобно. Строительство и обустройство станции началось с железнодорожного вокзала в 1912 году. До сегодняшнего дня он сохранился с минимальными архитектурными изменениями. Это самое первое, самое старинное и одно из красивых зданий Топчихи. Водонапорную башню, которая нужна была для подачи воды паровозам, а так же железнодорожный пруд на речке Топчишке, построили в 1914 году. На его берегу, с правой стороны, были сооружены водозабор, насосная станция и трубопровод по которому вода подавалась на водонапорную башню. К 1915 году на станции так же были построены две будки стрелочника, водогрейка, караульное помещение, лавка потребительского общества, и казарма железнодорожников. Из всего комплекса станции сохранились в почти первозданном виде лишь здание вокзала, водонапорная башня и казарма железнодорожников. Когда по железной дороге пошли первые поезда, по берегу Топчишки стали появляться первые землянки и деревянные домишки, с соломенной крышей. Однако уже по переписи 1917 года на станции Топчиха проживала уже 31семья, то есть 162 человека. По архивным документам это семьи Кадинцева И.Г, Бондаренко З.П., Глушкова С.С., Симонова И., Воронова И.А., Ясинского Ф.К., и других. Грозные годы гражданской войны В 1919 году на территории Топчихинского района вспыхнуло крестьянское восстание, приведшее к падению власти Колчака на Алтае. В это время военные столкновения партизан с колчаковцами происходят и на станции Топчиха. Как важный стратегический пункт она дважды переходит из рук в руки. Особенно сильный бой разгорелся за господствующую над станцией водонапорную башню. В ее трубах и сегодня можно увидеть застрявшие с тех грозных времен пули. С башней связана история расправа колчаковцев над большевиком Фёдором Кузьмичом Сизовым, выпекавшим хлеб и доставлявшем его красным партизанам. Белогвардейцы перехватили Сизова в 1919 году с грузом на разъезде Шилово, привезли его в Топчиху и казнили, сбросив с верхнего этажа башни. Памятный знак «Ф.К. Сизов – красный пекарь, погибший в годы гражданской войны» установлен в 1985 году на улице Сизова в Топчихе. Мемориальная доска герою установлена так же на улице Сизова в Барнауле. Образование Топчихинского района До 1924 года станция Топчиха входила в Чистюньскую волость, а с 1924 года в состав Чистюньского района. В 1930 году центр Чистюньского района перемещается из села Чистюнька на станцию Топчиха, а в 1932 году образовывается Топчихинский район. Так некогда поставленная в зарослях камышей и тальника станция превращается в центр одного из пригородных районов Барнаула. Став райцентром станция стремительно разрастается и в 1935 году уже имеет 9 улиц, 4 переулка, и две площади. Так же стремительно растет и численность населения. В 1937 и 1939 годах в Топчихе были построены две школы. С начала 30-х годов в Топчихе строится одна из первых в крае Машино-тракторных станций Топчихинская МТС, и организуется колхоз «Комбаин», в честь которого долгие годы одна из улиц Топчихи носила название «Комбаинская» В 1937 году в молодом райцентре появляется своя коммунальная служба, а в 1938 году — автотранспортное предприятие. К 1939 году в Топчиху переводится военный комиссариат, с порога которого через год, в 1940 году, уйдут на Финскую войну более сотни мужчин района. Великая Отечественная война Годами тяжких испытаний стали для жителей Топчихи годы Великой Отечественной войны. Воистину, слезами великого горя омыты перроны станции Топчиха. 10385 мужчин и женщин района ушло с них на смертный бой с фашистской силой темною, с проклятою ордой и лишь 4221 воин ступил на них победителем в счастливом 1945 году. На мемориальной доске, прикрепленной к зданию вокзала, запечатлены эти скорбные цифры. Среди 6166 погибших воинов Топчихинского района сотни жителей Топчихи. Их имена увековечены на мемориале славы в центре села, рядом с зданием вокзала. На фронт шли нескончаемые эшелоны с новобранцами и военными грузами, а на станцию прибывали санитарные поезда и теплушки с эвакуированными гражданами, в том числе и из блокадного Ленинграда. С июля 1945 года по март 1943 года в Топчихе, в зданиях средней школы и районной больницы размещался военный хирургический госпиталь №2054. На месте расположения госпиталя сейчас установлен мемориальный знак. Пятеро жителей Топчихинского района, за проявленные подвиги, удостоены звания Героя Советского Союза, трое – посмертно. В мемориальном парке села им установлены бюсты. Среди героев, военный летчик Найденов В.А – уроженец Топчихи. 1954 год – освоение целины В период «целинной эпопеи» руками топчихинцев воздвигнут элеватор. Большой вклад в освоении целинных и залежных земель в районе внесла Топчихинская моторно-тракторная станция, которую с 1943 года возглавляет Герой социалистического труда Василенко Иван Михайлович. В период освоения целины новоселами на территории Топчихинского района только за 1956 – 1957 годы было поднято 9500 гектаров целинных и залежных земель. Именно в этот период, за счет целинников резко возрастает численность населения районного центра, застраиваются новые улицы. Место компактного поселения целинников постепенно оформилось в современную улицу райцентра с названием улица Новая. В 1958 году ликвидируется Топчихинская МТС и на ее базе организуется новое крупное предприятие районная «Сельхозтехника», занимавшаяся снабжением и обслуживанием техникой колхозов и совхозов Топчихинского района. История военного гарнизона с. Топчиха. Довольно большую часть райцентра на северо-востоке занимает военный городок, состоящий из казарменной, технической, и жилой зон. Если казарменная, а тем более техническая зоны закрыты для топчихинцев и гостей райцентра, то жилую зону можно, хотя и с разрешения командования, посетить. Это своего рода автономный благоустроенный и красивый поселок внутри Топчихи, со своей зоной отдыха и учреждениями соцкультбыта, в котором проживают семьи офицеров и служащих воинских частей размещенных на станции Топчиха. Строительство военного городка началось в 1952 году силами 738 участка военно-строительных работ и 452 отдельного строительного батальона. Место строительства было выбрано не случайно. Территория городка и ранее принадлежала военным. На ней располагался в 30-е — 40-е годы военный сенопункт, занимавшийся заготовкой сена для нужд военной кавалерии. Не случайно, улица Губина, выходящая сейчас на военный городок, ранее носила название Сенная. Строительство военного городка на месте сенопункта было связано с размещением на станции Топчиха 808 учебного авиационного полка Сталинградской военной авиационной школы летчиков. Личный состав полка состоял из 90 офицеров и прапорщиков, то есть летчиков, инженеров-техников, и 120 курсантов. Вместе с городком началось строительство Топчихинского военного аэродрома, на котором были размещены первые реактивные военные самолеты МИГ-15. Полк уже осуществлял учебную подготовку курсантов с 1952 года, а окончательное строительство всех объектов было завершено лишь в 1956 году. Именно тогда покинул Топчиху военно-строительный батальон. За многие годы военный городок существенно изменился, но все-таки в нем осталось много как военных, так и гражданских зданий и сооружений, зон отдыха Сталинградской школы летчиков. За время пребывания в Топчихе 808 учебного авиационного полка в нем обучались летной науке такие в будущем известные летчики и космонавты как дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Борис Валентинович Волынов. До настоящего времени сохранилась казарма в которой жил курсант Б.В. Волынов. На аэродроме в Топчихе отрабатывали пилотирование реактивных самолетов и их посадку на грунт (на земляное покрытие, а не на бетонную полосу) курсанты Герман Степанович Титов, будущий Герой Советского Союза летчик-космонавт №2, курсант Вадим Петров, будущий Герой Советского Союза, летчик испытатель военных реактивных самолетов, курсант Валентин Игнатьевич Филатьев, будущий член первого, гагаринского, отряда космонавтов, и другие. В 1958 году Сталинградская летная школа было переименована в Сибирское военное авиационное училище летчиков и должно было передислоцироваться в г. Алейск. На Топчихинском аэродроме начались строительные работы по расширению взлетно-посадочных полос и строительству современного покрытия из металлических плит, но в 1961 году Сибирское авиационное училище летчиков было расформировано, аэродром законсервирован, а военный городок передан мотострелковым частям и сформированной в августе 1960 года бригаде радиационной, химической и биологической защиты. В конце 80-х годов в Топчиху прибывают танковые части, выводимые из Германии, а затем 60-й отдельный огнеметный батальон. В настоящее время на территории Топчихи дислоцируются отдельная танковая база хранения, и легендарный 29 Сибирский полк химической защиты, одним из первых прибывший к месту аварии на Чернобыльской АЭС. Топчихинцы в локальных конфликтах и войнах XX века Война, явление жестокое и страшное. За десять лет «Афганской войны» Алтай потерял 144 солдата и офицера. Топчихинский район заплатил шестью молодыми жизнями. В Афганистане погибли, и были посмертно награждены орденом Красной Звезды, Литовкин Александр Павлович и Русских Андрей Владимирович. Шесть молодых жизней Топчихинского района унесла «Чеченская» война, в том числе жизни четверых топчихинцев. Трое выпускников Топчихинской средней школы были удостоены высокого звания Героя России посмертно. Это Дмитрий Владимирович Ерофеев, его имя носит в настоящее время Топчихинская средняя школа №1, Лелюх Игорь Викторович, и Григоревский Михаил Валерьевич. Военной группировкой Российской армии на Северном Кавказе в ходе проведения контр террористической операции командовал так же выпускник Топчихинской средней школы, заместитель министра внутренних дел Российской Федерации по Северному Кавказу генерал-лейтенант Лазебин Евгений Степанович. Руководит Центральным военным госпиталем Вооруженных Сил Российской Федерации имени Бурденко, так же топчихинец, выпускник все той же Топчихинской средней школы генерал-майор Белякин Сергей Анатольевич. Врачи госпиталя, под его руководством делали и делают все возможное, что бы спасти жизни воинов, искалеченных в многочисленных локальных войнах и конфликтах XX и XXI веков. В память о погибших героях, на школе №1, носящей имя Героя России Дмитрия Ерофеева, установлены памятные мемориальные плиты, а на аллее героев, в центре Топчихи установлен бюст Ерофеева Дмитрия Владимировича. Не далеко от школы разбит сквер памяти воинов погибших в ходе локальных войн и конфликтов, где установлен мемориальный камень с именами погибших земляков. Топчиха и чернобыльская трагедия. Взрыв произошедший на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года известил мир о страшной трагедии. Со всех концов страны в Чернобыли спешили эшелоны с людьми. Они должны были, ценой своего здоровья, а иногда и жизни ликвидировать последствия аварии. Одними из первых прибыли к злополучной атомной электростанции бойцы 29 Сибирского полка химической защиты сформированного на станции Топчиха. 138 воинов запаса из Топчихи и Топчихинского района, призванных в полк одними из первых приступили к ликвидации последствий аварии, в момент, когда из разрушенного реактора с гигантской силой, уничтожая все вокруг, бил столб смертоносной радиации. Они с честью выполнили свой долг. Многих из героев убил невидимый враг – радиация. У оставшихся в живых он отнял здоровье. В память о подвиге земляков-ликвидаторов аварии на ЧАЭС жителями района на алее Героев, в центре Топчихи, установлен памятник героям-чернобыльцам.
0D%CEтровых площадки: Основными недостатками данного маршрута являются во первых, довольно длительные, дух часовой и часовой переезды от Барнаула до Топчихи и от Павловска до Барнаула. Во вторых, не смотря на то, что в данный момент произведена реконструкция шести верстовых знаков по трассе Демидовского тракта, на ней пока отсутствуют хорошо оборудованные смотровые площадки. Трасса от Павловска до Барнаула в некоторых местах совпадает, в некоторых местах идёт параллельно Павловскому серебровозному тракту, по которому возили роштейн, первоначально обработанную серебросодержащую руду, из Павловского медеплавильного завода, где выжигали роштейн, на Барнаульский сереброплавильный завод, где из него выплавляли серебро. Автобусный маршрут от Барнаульского ленточного бора до Павловска проходит через населённый пункт Калыванское, родину семьи известных актёров театра и кино Стибуновых. На некоторых участках трасса Калыванское – Павловск совпадает с трассой Павловского рудовозного тракта. Конная экскурсия начинается от места пересечения Демидовского и Павловского рудовозного трактов и проходит по старому Демидовскому тракту через Барнаульский ленточный бор до речки Барнаулки, где ранее располагалась Демидова деревня Барнаул. Далее, двигаясь вверх по течению реки, конный маршрут заканчивается на трассе Павловского рудовозного тракта у моста через реку Барнаулка, где участники экскурсионного тура вновь переходят в автобус. Первая остановка, на Змеиногорском тракте, планируется в районе села Чистюнька, образованного в 1749 году по приказу российской Императрицы Елизаветы Петровны на Змеиногорском почтовом тракте, для обслуживания переправы через р. Алей. Данное село имеет не только солидный возраст, 264 года, но и богатейшую историю. Так к примеру, последний из Российских Императоров Николай II подарил Чистюньскому народному училищу свою книгу с автографом о путешествиях в Азиатские страны, а директором данной школы с 1920 по 1930 год был Алексей Павлович Щекотинский, учёный, педагог основатель и первый ректор первого на Алтае высшего учебного заведения Барнаульского Учительского института, в настоящее время это Барнаульская педагогическая академия. Кроме того, в Чистюньке начинал свою научную деятельность основатель советской экономической географии академик Баранский Николай Николаевич . Во время остановки можно визуально осмотреть место слияния почтовой и рудовозной веток Змеиногорского тракта, а так же поклонный крест на месте ежегодного крестного хода к храму в селе Коробейниково. У поклонного креста федеральную трассу пересекает дорога, по которой с 1932 года по 1953 годы двигались этапы заключённых от станции Топчиха в Чистюньский лагерь НКВД. Именно по этой дороге, через местечко «Плачь гора» участники маршрута въезжают в райцентр Топчиха, где проводится экскурсия по залам районного краеведческого музея. Участников экскурсии знакомят с историей строительства первой на Алтае железной дороги и историей 808 учебного авиационного полка Сталинградского авиационного училища лётчиков, базировавшегося на аэродроме в Топчихе, а так же с историей самого села Топчиха. Здесь же, в Топчихе, организован комплексный обед. Начало своё маршрут берёт с пешей экскурсии по архетектурному комплексу старого Барнаула (улица Ползунова и комплексу Демидовской площади) от площади Свободы, до площади Спартака, где осуществляется посадка экскурсантов в автобус.